Композиция это искусство составления или, на что явно
указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область
композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой
графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой
композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо
полутонов.
Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на
подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее
законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной
плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как
комфортное.
Тема второго занятия - выделение комфортной композиции
из хаотических пятен.
Задача заключается в том чтобы на листе с "кляксами" выделить
прямоугольными рамками 4-5 комфортных композиций. Разворот рамок
произвольный, залезать друг на друга они не должны.
Тема третьего занятия - тоновой композиционный анализ
черно-белой репродукции. Композиционный анализ это приведение сложного изображения к простому
виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом
изображении.
В данном случае мы приведем изображение со множеством оттенков серого к
двухкомпонентной схеме состоящей из черного и белого.
Тема четвертого занятия - тоновой композиционный анализ
цветной репродукции.
Ход работы и условия выполнения задания описаны в материале третьего занятия.
Единственное отличие заключается в том что для композиционного анализа
мы
употребляем цветные репродукции. Но мы должны учитывать только
светлоту пятен,
а цвет - игнорировать.
Тема пятого занятия - тройной композиционный анализ цветной репродукции.
Это значит что с каждой цветной репродукции мы сделаем три
композиционных схемы: тоновую, цветовую и линейную.
До сих пор, говоря о композиции, мы мы рассматривали только один ее вид -
тоновую двухкомпонентную композицию. Теперь мы рассмотрим еще два
вида двухкомпонентных композиций: цветовую и линейную.
Тема шестого занятия - тоновой композиционный анализ натуры.
Это значит, что теперь объектом исследования будет не ограниченная
плоскость репродукции, а реальный трехмерный натюрморт.
Композиционный анализ натуры мало чем отличается от анализа репродукции.
Точно так же нам надо найти средний тон и все что светлее его мы
оставляем белыми, а все что темнее среднего тона мы красим в черный
цвет. Сам средний тон мы назначаем либо черным, либо белым, но в
пределах одной композиционной схемы средний тон назначается только одним
цветом: только белым или только чернымю.
На седьмом занятии мы выполним тройной композиционный анализ
натуры.
Первая часть работы - тоновой композиционный анализ натуры (см. шестое занятие).
Когда будет готова композиционная схема нашей постановки, нам надо будет
выполнить цветовой и линейный композиционный анализ натуры, но в тех
рамках, которые были найдены для черно-белой композиции аналогично тому
как мы выполняли тройной композиционный анализ репродукции (см. пятое занятие).
Сделайте 3-4 тройных композиционных схемы, каждую тройку расположите на
одном листе. Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и
каким способом он выделен - для каждой схемы.