Из курса изобразительной грамоты Евгения Стасенко Композиция это искусство составления или, на что явно
указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область
композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой
графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой
композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо
полутонов.
Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на
подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее
законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной
плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как
комфортное. Этой плоскостью можно распорядиться двояко: можно
либо нанести на нее в каком-то ее месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная плоскость и пятна - элементы
составляющие композицию. Они обладают качествами тона, размера и формы.
1. Первое условие комфортности - неравное
количество черного и белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно
читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в
качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и
белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за
невозможности явного предпочтения.
2. Второе условие комфортности - присутствие в
пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы
делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие.
Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой.
Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в
комнате
воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в шкаф -
большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и
малые элементы - делает это пространство комфортным.
Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть
чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная.
Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как
пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность -
две крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать.
3. Третье условие комфортности - композиция
должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают
относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный
центр это специально выделенное место в композиции, которое обладает
качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является
геометрическим центром листа.
Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом бумаги формата А-4 - это будет
наша плоскость - и кусочками черной бумаги маленького, среднего и
большого размера - это будут наши пятна. Разберем способы выделения
композиционного центра:
а).Выделение пятна в качестве композиционного центра
по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного
центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде.
Накидайте на плоскость по несколько пятен каждого размера - большие,
средние и малые. А теперь уберите все большие пятна кроме одного. Это
пятно сразу начинает привлекать внимание, выделяться. Проделайте такую
же операцию со средними, а затем с малыми пятнами.
б). Выделение пятна в качестве композиционного центра
на нюансе (инверсия).
Попробуем выделить пятно, не убирая подобные ему. Накидаем на плоскость
по несколько пятен каждого размера. Теперь сделаем маленькое белое пятно
и поместим его на одно из больших черных пятен. Таким образом, большое
черное пятно начинает выделяться среди подобных ему. В то же время,
маленькое белое пятно тоже выделено - среди маленьких пятен только оно
одно белое.
Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое
черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не
является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне, как если бы
мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной плоскости. В данном
случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на
линии, соединяющей их центры. Эта схема с булавками не является точной
методикой определения композиционного центра, но она дает некоторую
наглядность.
в). Выделение части фона в качестве композиционного
центра.
Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной
окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине
фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по
периметру.
г). Сложные способы выделения композиционного центра.
Часто композиционный центр выделяется не одним а несколькими способами.
Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с
выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится
между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого
белого пятна и центром выделенной части фона.
Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по
периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции
восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от
пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые
пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие
движения в композиции. Под движением в
композиции подразумевается подсознательная последовательность
разглядывания элементов изображения. Чередование пятен
и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно
тому как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной
длительности.
4. Четвертое условие комфортности - пятна и
промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм
становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна
будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что
создает дискомфорт.
Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие
пластики.
Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к
танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей,
угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно
выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ
сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей
композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании
целого.
Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции.
Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к
определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому
движению какое-то конкретное настроение. Попробуйте выполнить это
практически с помощью имеющегося белого листа и черных кусочков бумаги.
5. Пятое условие комфортности -
сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции
все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно
расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что
наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же
произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю - композиция
будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает
дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями,
композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный
фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края
композиции должны компенсироваться.
А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в
компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром
листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому
композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она имеет
тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали.
Итак, мы рассмотрели основные принципы
построения тоновой двухкомпонентной композиции. В последующем материале
мы рассмотрим цветовую двухкомпонентную композицию и линейную
композицию. Кроме этих трех видов можно рассматривать и другие,
например, трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые композиционные
наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но эти возможности мы оставляем за
пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем всех способов
организации пространства композиции - впоследствии Вы можете с этим
разобраться по мере практики.
Подведем итог всему что мы сейчас узнали о композиции.
Композиция состоит из элементов:
1. плоскость 2. пятна
Композиция должна отвечать пяти условиям
комфортности:
1. неравное количество черного и белого
2. присутствие пятен трех размеров - больших, средних и малых
3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
4. немонотонный ритм
5. сбалансированность компоциции
Средства организации композиции:
1. движение
2. ритм
3. пластика
Способы выделения композиционного центра:
а) выделение пятна по признаку размера
б) выделение пятна на нюансе (инверсия)
в) выделение части фона окружением
г) сложные способы выделения
перейти ко второму уроку
источник
|