Мы приступаем к следующему разделу программы - это тоновой
рисунок. Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы
изображаются путем имитации их светлотных характеристик
- собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и
падающих.
(Можно было бы сказать что тоновой рисунок - попытка имитации
черно-белой фотографии, если бы не то обстоятельство, что рисунок
появился
гораздо раньше фотографии.) Собственная тень это тень на тех поверностях предмета которые
отвернуты от источника света. Падающая тень это тень на тех поверностях предмета
которые обращены к
источнику света, но загорожены от него другим предметом.http://artclubvd.ucoz.ru/publ/tonovoj_risunok/02_zanjatie_vtoroe/4-1-0-29
Принято различать шесть основных градаций света и тени.
тоновой рисунок натюрморта в
произвольной
технике, т.е., любые приемы нанесения тона допустимы. Карандаш
лучше
использовать с мягким грифелем.
Сначала выполним линейный рисунок постановки. Линейный рисунок это
тот
же конструктивный рисунок, но ломаные линии скругляются, все линии
построения и невидимые линии стираются, остается только рисунок
видимых контуров.
В верхней части листа сделаем тоновую шкалу на пять градаций для
лучшей ориентировки в возможностях карандаша.
Крайний слева прямоугольник оставим белым. Крайний справа закрасим
во всю силу грифеля, как можно темнее. В среднем прямоугольнике
сделаем средний тон между черным и белым. Во втором слева - средний тон
между белым и средним серым, а во втором справа - средний тон
между черным и средним серым.
Почти все что относится непосредственно к работе тоном мы уже
рассмотрели.
Но нетрудно было заметить, что рисунок выглядел несколько неряшливо и
был не очень выразителен.
На третьем занятии мы приступим к тому что можно назвать культурой
тонового рисунка карандашом или культурой работы штрихом.
Культура работы штрихом это ряд приемов, позволяющих подать
изображение
наиболее выгодным образом, сделать его целостным и выразительным.
рисунок штриховыми полями
натюрморта из простых белых предметов. Лучше всего подойдут гипсовые
геометрические фигуры, но можно употребить белую картонную
коробку и кулек из белой бумаги.
Штриховое поле подобно линии делит плоскость на две части, но одну из
этих частей отмечает - заштриховывает. Штриховое поле условно
бесконечно, а практически по длине штрихи несколько выходят за контуры
предмета и сходят на нет, сила штриховки слабеет по мере удаления от
обозначаемой границы и тоже сходит на нет.
Работа штриховыми полями ведется без предварительного линейного рисунка.
На пятом занятии мы выполним однотонный рисунок натюрморта.
Мы не только не будем изображать разницу собственной окраски и градации
светотени, но намеренно будем этого избегать. Наша задача - показать
форму предметов через направление линий.
Сначала выполним линейный рисунок постановки. Затем все предметы
аккуратно
закрасим в полосочку (это не штриховка), между линиями должны быть
одинаковые промежутки - 2-3 мм. Таким образом весь рисунок
оказывается равномерно серым.
Отличить один предмет от другого можно только благодаря тому что
направления линий в разных предметах различны.
На шестом занятии мы выполним длительный тоновой рисунок штрихом простых геометрических тел - шара
и куба. Длительный это значит от восьми часов и далее.
В данном случае - от восьми до шестнадцати часов.
Для длительных рисунков бумага должна быть плотной, хорошего качества.
Геометрические тела обычно используются гипсовые
потому что на белом предмете
легче разобрать градации светотени.
Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и
мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной
краской.
На седьмом занятии мы выполним длительный тоновой рисунок штрихом
гипсового орнамента.
В основном все приемы работы те же что мы использовали в рисунке
простых геометрических тел - шара и куба (см. занятие 6).
Разница заключается в том что в сложной форме иногда трудно определить
однозначно: падающая тень или собственная. Часто бывает так что тень
начинается как собственная, а заканчивается как падающая по причине
поворота формы, на которой она лежит.
На восьмом занятии мы выполним длительный тоновой рисунок
штрихом натюрморта из предметов с различной собственной окраской.
В постановке должны присутствовать белый предмет, очень темный предмет и
предмет среднего тона.
В этом задании, помимо точного отражения разницы собственной окраски
предметов на свету, стоит непростая задача передачи единого пространства
теней. Какой бы ни была разница собственной окраски
предметов, в тени должно быть единство среды, ни один предмет не должен
вырываться вперед или проваливаться.
На девятом занятии мы будем делать наброски на пятно
с натуры кистью тушью.
Формат набросков А-4 - А-3, время выполнения - 10 секунд.
Кисть подойдет круглая (для акварели) №10 колонковая или синтетическая.
Техника выполнения наброска следующая: сначала мы делаем наметки
тушью с водой по основным контурам предеметов - получается бледный
подмалевок. Затем, когда очертания предметов ясны, мы тушью без воды
в полную силу тона делаем прокладку по самым характерным темным
пятнам, независимо от того, тени это или собственная окраска предеметов.