Формат бумаги во всех заданиях по рисунку головы 60х45 см.
На первом занятии мы выполним схематический рисунок гипсовой маски
в ракурсе 3/4.
Хотя мы будем рисовать с натуры, наш рисунок будет лишь отдаленно
напоминать
конкретную гипсовую маску. Задача состоит в том чтобы попытаться
выразить объем,
используя лишь три рода плоскостей, перпендикулярных друг другу.
Тема второго занятия - рисунок плоскостями гипсовой головы в двух поворотах.
Это задание отчасти напоминает предыдущее, но теперь мы пользуемся
плоскостями произвольной формы и ориентации.
Суть задания заключается в том чтобы выразить конкретную форму через
минимальное количество плоскостей но с максимальным сходством.
Укрепим лист бумаги горизонтально. В одной его половине выполним
рисунок головы в профиль. Лицо должно быть обращено к середине листа.
Тема третьего занятия - рисунок плоскостями гипсовой головы в трех-четвертном повороте.
Задание аналогично второму,
но голова находится в сложном ракурсе.
При построениях необходимо использовать среднюю линию - иначе возможны
серьезные искажения формы. Средняя линия это линия профиля, несколько
повернутая
относительно зрителя. И, если самой крайней точкой в профиле является
нос, то на средней линии эта точка останется на той же позиции
относительно других точек этой линии.
На четвертом занятии мы выполним линейный рисунок черепа в 3/4 с пояснительными указаниями.
На трех предыдущих занятиях мы разбирали конструктивные особенности
построения головы как объемной двусторонне симметричной формы. То есть,
мы изучали внешнюю
конструкцию. Теперь мы посвятим два занятия изучению анатомической
конструкции головы, то есть, внутренней.
На шестом занятии мы выполним зарисовки черепа в разных поворотах штриховыми полями.
В занятии 4 из раздела
«тоновой рисунок» мы уже работали штриховыми полями. Но там работа
штриховыми полями должна была подвести нас к пониманию культуры работы
штрихом. На этот раз штриховые поля используются как один из методов
анализа формы.
На седьмом занятии мы выполним зарисовки штриховыми полями гипсовых масок или голов в разных
поворотах.
Это задание аналогичношестому,
только теперь мы будем рисовать не череп, а гипсовые слепки голов.
Помимо
выполнения задач, стоявших перед Вами в предыдущем задании, нужно
обратить внимание на общие черты пластики черепа и головы.
На восьмом занятии мы выполним рисунок гипсовой маски или головы эллипсами.
Это задание, так же как и работа штриховыми полями, является методом
пластического анализа формы. Суть работы заключается в том, что все
переломы формы мы рассматриваем как фрагменты эллипсов различного размера и разворота.
Тема девятого занятия - длительный тоновой рисунок гипсовой головы в трех-четвертном
повороте.
Это задание аналогично заданию
7 из раздела «тоновой рисунок», только теперь мы будем рисовать
вместо гипсового орнамента гипсовый слепок головы.
Бумага должна
быть плотной, хорошего качества.
Последовательность построений, как и раньше, от большой формы к малой,
от общего к частностям.
Тема десятого занятия - портретные зарисовки карандашом.
Это наш первый подход к живой натуре. Попросите кого-нибудь из друзей
попозировать.
Формат зарисовок А3 (45х30 см), длительность выполнения - 20-25 минут.
Карандаш должен быть мягким.
В отличие от длительного рисунка мы не будем все промерять и
простраивать - промеров должно быть минимальное количество, а построений
по возможности следует избегать.
Последовательность работы тем не менее остается той же - от больших форм
к малым, от общего к частностям.