В моей студии мы пользуемся мольбертами "хлопушками"
с рабочей поверхностью 60 см в высоту и 45 см в ширину.
Размер бумаги, соответственно, А-2.
Карандаш должен быть длинным, не очень остро заточенным.
Первое задание - упражнение на постановку руки.
Оно служит развитию правильного двигательного навыка и
должно выполняться перед каждым занятием по рисунку.
Посадка. Сидеть надо с прямой спиной, даже несколько прогибаясь
поясницей вперед. Линия плеч и плоскость мольберта составляют
примерно 45 градусов, плечо рабочей руки впереди.
До мольберта расстояние вытянутой руки, рука перпендикулярна
середине мольберта. Удержание карандаша. Опущенную руку согнуть в локте и развернуть
ладонью вверх. Кисть расслабить. Вложить в нее карандаш и прихватить
его большим пальцем таким образом, чтобы большой палец был напротив
среднего. Карандаш должен свободно вращаться относительно большого
пальца с помощью остальных пальцев - таким образом мы можем
регулировать силу нажима и угол наклона относительно проводимой
карндашом линии.
На втором занятии мы выполним конструктивный рисунок с натуры
двух простых предметов. "С натуры" - это значит что эти предметы
должны реально стоять перед нами. Рекомендуемое расстояние до
предметов 2 - 3 метра.
Что мы будем называть конструктивным рисунком? Конструктивный рисунок
это рисунок внешних контуров предметов, как видимых так и невидимых,
выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя
закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка.
Прежде чем приступить к выполнению рисунка, надо заметить что
рисунок является проекцией объемного педмета на плоскость, причем
проекция является центральной, т.е., все лучи проекции проходят через
одну точку, которая в нашем случае находится в нашем глазу.
Поэтому очень важно чтобы точка зрения оставалась на одном месте
во все время рисунка. Надо постоянно проверять положение точки зрения.
Теперь, когда из материала второго занятия нам известны практически
все основные способы промеров, надо сделать одну очень существенную
поправку: промеры мы будем делать только после того как уже сделаем
построение на бумаге. Т.е., промеры должны служить для проверки
нарисованного "на глазок" (с соблюдением всех построений).
В противном случае не будет развиваться глазомер.
Довольно часто случающаяся ошибка в конструктивном рисунке - наклон
вертикальных линий влево или вправо (зависит от чисто механических
особенностей движения руки). Этот момент требует постоянного контроля.
Чтобы обнаружить ошибку достаточно поглядеть на свой рисунок в зеркало
- искажения сразу становятся явными. Также полезно время от времени
отходить подальше и смотреть на свой рисунок издали - так легче увидеть
ошибки в пропорциях.
На третьем занятии мы выполним конструктивный рисунок бутылки -
тела вращения - и кружки. В основе кружка тоже тело вращения, но
ручка делает ее телом двусторонней симметрии.
Из всего предлагаемого к исполнению объяснения требует
Теперь мы будем делать разницу в линиях рисунка. Линии построения,
вспомогательные и невидимые линии будем делать бледнее, а линии
видимого контура - темнее. На ближних деталях линии видимого контура
должны выделяться сильнее. Линия видимой части эллипса в ее середине,
то есть в той части которая ближе к нам, рисуется ярче. Мы как бы
придаем рисунку трехмерность. В то же время этот прием облегчает
восприятие нарисованного.
На третьем занятии мы выполним конструктивный рисунок кофейника
(в основе усеченный конус) и солонки.
Новым элементом является дудочка кофейника.
Первый этап построений тот же что и в рисунке кружки: мы строим
след плоскости симметрии в усеченном конусе тела кофейника.
Далее мы по пропорциям определяем верхнюю и нижнюю точки входа
основания дудочки в тело кофейника.
конструктивный рисунок лежащего кофейника и бутылки.
Дополнительного объяснения требует рисунок лежащего кофейника.
Лежащий кофейник строится точно так же как и стоящий, но
построения проводятся в произвольном повороте (поворот определяется
визированием по направлению с натуры).
Начинаем построение с определения угла наклона оси вращения корпуса
кофейника. На оси вращения откладываем высоту корпуса
кофейника. Затем откладываем ширину донышка и ширину горловины.
Выясняем пропорции эллипсов донышка и горловины и строим эти
эллипсы. Обязательно при построении эллипсов задавать для них
и габариты и оси.
конструктивный рисунок
сковороды в сложном повороте, вилки и бутылки.
Объяснения требуют построения сковороды и вилки. Построение сковороды.
Сковорода является в основе усеченным конусом, как и кофейник.
Но в усеченном конусе сковороды размер оси вращения так мал,
что определить ее направление невозможно.
Мы воспользуемся направлениями больших осей, которые можно определить
по точкам пересечения эллипсов дна и края сковороды.
Если эти две точки соединить прямой линией, то эта прямая будет
параллельна большим осям эллипсов дна и края сковороды, но не
идентична этим осям.
Находим габариты сковороды, не включая в них ручку.
Отмечаем габариты большего эллипса - эллипса края сковороды.
Делим прямоугольник габаритов большего эллипса пополам по вертикали
и горизонтали. Через полученный таким образом центр строим большую ось
эллипса края сковороды, направление которой мы нашли по точкам
пересечения эллипсов дна и края в натуре.
конструктивный рисунок постановки
(натюрморта) с утюгом.
Утюг при самостоятельной работе можно использовать любой, в том числе
и электрический - принципы построения остаются теми же. Построение утюга.
Утюг является телом двусторонней симметрии. Кроме того он имеет плоскую
поверхность перпендикулярную плоскости симметрии - подошву.
Эту поверхность мы будем использовать в качестве базы для наших
построений.
Чтобы построить подошву утюга нам надо выяснить направления линии
среза подошвы и средней линии подошвы (оси симметрии).
Непосредственно этих линий мы не видим, но среди видимых линий есть
линии параллельные им.
конструктивный рисунок натюрморта с
шахматной доской.
В этом задании мы разберем явления наблюдательной
перспективы в рисунке натюрморта. В материалах предыдущих занятий
явления перспективы сознательно игнорировались, исключая замечание о
разном развороте эллипсов вверху и внизу тел вращения (см. занятие второе) Наблюдательная перспектива
является следствием центрального
способа проекции, в соответствии с которым функционирует глаз. Зрение
работает по принципу "чем дальше - тем меньше". Именно поэтому рельсы
на горизонте сходятся.
конструктивный
рисунок гипсового орнамента на плоской прямоугольной базе.
При самостоятельной работе можно использовать любой двусторонне
симметричный предмет на плоской прямоугольной базе.
Рассмотрим орнамент с точки зрения перспективы.
Так как он находится выше уровня горизонта, точки схода для двух семейств
параллельных линий будут внизу. Первое семейство - горизонтальные
линии глубины. Второе - горизонтали ширины этой плиты и линии связи
для симметричных точек орнамента - у них общая точка схода.
Вертикали строим строго вертикально.
Начнем наши построения с базовой плиты. На базовой плите отметим
середину вертикальной линией - это след плоскости симметрии орнамента.
На десятом занятии мы будем делать наброски на
линию с натуры.
Набросок является полной противоположностью конструктивного рисунка.
В конструктивном рисунке нужна была длительная работа с вычислениями
и построениями, а в наброске все делается "на глазок" в течение
нескольких секунд.
В конструктивном рисунке нужно было работать головой, а в наброске
должно работать только чувство.
Набросок - очень быстрый и лаконичный рисунок, который отражает
только некоторые основные признаки предмета, характер его пластики,
при этом залогом успеха является эмоциональное, небезразличное
отношение рисующего к натуре.