Тема третьего занятия - тоновой композиционный анализ
черно-белой репродукции. Композиционный анализ это приведение сложного изображения к простому
виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом
изображении.
В данном случае мы приведем изображение со множеством оттенков серого к
двухкомпонентной схеме состоящей из черного и белого.
Композиционные схемы мы будем выполнять кистью и тушью (можно гуашью),
размер схем величиной должен быть не больше ладони.
Композиционные схемы не нуждаются в подробной прорисовке, контуры
предметов часто сливаются, но это не должно смущать Вас - предметы не
являются элементами композиции, нас интересуют только пятна. Чтобы
избежать соблазна излишней деталировки, следует воспользоваться щетинной
кистью не меньше чем №10.
Приступаем к работе. Берем черно-белую репродукцию и выясняем ее
пропорции или формат. Рисуем на своем листе прямоугольник таких же
пропорций.
Можно сделать карандашом примерный набросок изображения. Теперь мы
находим в репродукции самое темное и самое светлое место. Затем находим
средний серый тон относительно этих крайних градаций.
После этого все пятна которые в репродукции светлее среднего серого мы
оставляем белыми, а те пятна которые темнее среднего серого мы красим в
черный цвет. Сам средний серый мы назначаем либо черным, либо белым, но в
пределах одной композиционной схемы средний серый назначается только
одним цветом: только белым или только черным.
Сделайте 4-6 композиционных схем с разных репродукций.
Когда Ваши схемы будут готовы, Вам надо будет ответить на два вопроса:
где находится композиционный центр и каким способом он выделен (см. первое занятие).
Использованы репродукции с картин Винцентаса Гечаса
"Молодожены" (вверху) и "Портрет Кристионаса" (внизу). перейти к четвертому уроку