В моей студии мы пользуемся мольбертами "хлопушками"
с рабочей поверхностью 60 см в высоту и 45 см в ширину.
Размер бумаги, соответственно, А-2.
Карандаш должен быть длинным, не очень остро заточенным.
Первое задание - упражнение на постановку руки.
Оно служит развитию правильного двигательного навыка и
должно выполняться перед каждым занятием по рисунку.
Посадка. Сидеть надо с прямой спиной, даже несколько прогибаясь
поясницей вперед. Линия плеч и плоскость мольберта составляют
примерно 45 градусов, плечо рабочей руки впереди.
До мольберта расстояние вытянутой руки, рука перпендикулярна
середине мольберта. Удержание карандаша. Опущенную руку согнуть в локте и развернуть
ладонью вверх. Кисть расслабить. Вложить в нее карандаш и прихватить
его большим пальцем таким образом, чтобы большой палец был напротив
среднего. Карандаш должен свободно вращаться относительно большого
пальца с помощью остальных пальцев - таким образом мы можем
регулировать силу нажима и угол наклона относительно проводимой
карндашом линии.
Мы приступаем к следующему разделу программы - это тоновой
рисунок. Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы
изображаются путем имитации их светлотных характеристик
- собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и
падающих.
(Можно было бы сказать что тоновой рисунок - попытка имитации
черно-белой фотографии, если бы не то обстоятельство, что рисунок
появился
гораздо раньше фотографии.) Собственная тень это тень на тех поверностях предмета которые
отвернуты от источника света. Падающая тень это тень на тех поверностях предмета
которые обращены к
источнику света, но загорожены от него другим предметом.http://artclubvd.ucoz.ru/publ/tonovoj_risunok/02_zanjatie_vtoroe/4-1-0-29
Принято различать шесть основных градаций света и тени.
Тема первого занятия - рисунок стоящего стула с близкого расстояния.
Все задания раздела "перспектива интерьера", кроме последнего, будут
выполняться как конструктивный рисунок.
В материалах занятия 8 из
раздела "конструктивный рисунок" было упомянуто об
условностях в построении изображения в перспективе:
принято считать что точка зрения одна и что она зафиксирована.
Также принято считать, что луч зрения зафиксирован в горизонтальной
плоскости.
Но, кроме этого, он условно зафиксирован и в конкретной точке на линии
горизонта.
Эта точка называется главной точкой.
Формат бумаги во всех заданиях по рисунку головы 60х45 см.
На первом занятии мы выполним схематический рисунок гипсовой маски
в ракурсе 3/4.
Хотя мы будем рисовать с натуры, наш рисунок будет лишь отдаленно
напоминать
конкретную гипсовую маску. Задача состоит в том чтобы попытаться
выразить объем,
используя лишь три рода плоскостей, перпендикулярных друг другу.
Композиция это искусство составления или, на что явно
указывает сам термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область
композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой
графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой
композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо
полутонов.
Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на
подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее
законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной
плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как
комфортное.
Тема первого занятия по живописи - четыре цветных эскиза акварелью с натуры.
Бумага для работы акварелью должна быть белой, плотной, хорошего
качества. Глянцевая бумага не годится. Чтобы бумага от воды не
коробилась,
ее проще всего приклеить скотчем к листу стекла по всему периметру.
Прежде чем приступить к живописи маслом, надо упомянуть о необходимых
инструментах и материалах. Для живописи маслом кроме красок нам
понадобятся четыре плоские щетинные кисти №10, мастихин самого
маленького размера для смешивания красок, палитра из фанеры не
впитывающая масло (для этого палитру пропитывают олифой и высушивают
несколько раз), разбавитель для красок - пинен или очищенный скипидар - и
небольшая баночка для него, тряпки и грунтованный картон.
На втором занятии мы выполним конструктивный рисунок с натуры
двух простых предметов. "С натуры" - это значит что эти предметы
должны реально стоять перед нами. Рекомендуемое расстояние до
предметов 2 - 3 метра.
Что мы будем называть конструктивным рисунком? Конструктивный рисунок
это рисунок внешних контуров предметов, как видимых так и невидимых,
выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя
закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка.
Прежде чем приступить к выполнению рисунка, надо заметить что
рисунок является проекцией объемного педмета на плоскость, причем
проекция является центральной, т.е., все лучи проекции проходят через
одну точку, которая в нашем случае находится в нашем глазу.
Поэтому очень важно чтобы точка зрения оставалась на одном месте
во все время рисунка. Надо постоянно проверять положение точки зрения.
тоновой рисунок натюрморта в
произвольной
технике, т.е., любые приемы нанесения тона допустимы. Карандаш
лучше
использовать с мягким грифелем.
Сначала выполним линейный рисунок постановки. Линейный рисунок это
тот
же конструктивный рисунок, но ломаные линии скругляются, все линии
построения и невидимые линии стираются, остается только рисунок
видимых контуров.
В верхней части листа сделаем тоновую шкалу на пять градаций для
лучшей ориентировки в возможностях карандаша.
Крайний слева прямоугольник оставим белым. Крайний справа закрасим
во всю силу грифеля, как можно темнее. В среднем прямоугольнике
сделаем средний тон между черным и белым. Во втором слева - средний тон
между белым и средним серым, а во втором справа - средний тон
между черным и средним серым.
На втором занятии мы выполним рисунок опрокинутого стула с близкого расстояния.
Если все построения в рисунке стоящего стула укладывались в простую
схему, то на этот раз
эта схема не работает.
Но есть универсальное правило, вытекающее из принципа перспективы "чем
дальше - тем меньше". Визуально расстояние между параллельными прямыми
уменьшается по мере
их удаления от зрителя. Кратчайшее расстояние до прямой это
перпендикуляр к ней. Значит,
мы всегда можем выяснить положение точки схода для параллельных линий
предмета, если
выясним, где наш луч зрения перпендикулярен к ним. Для этого
мысленно продлеваем
линии, образующие конструкцию предмета. В том месте где наш луч зрения
перпендикулярен
к параллельным линиям, расстояние между ними наибольшее, а,чем дальше от
этого места,
тем оно меньше.